Россию превращают в страну дураков

образование
просмотров 229

Поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным

В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам — культуры и образования — нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив! «АиФ« решил разобраться, почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.

Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»

Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?

Куда впадает Волга?

Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним — чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, — 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?

Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Чувства вместо умов

Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30–40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача — перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами — воровством, насилием, обманом!»

Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии — разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас — вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами — они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

Языком цифр

Читаете ли вы книги

По данным ВЦИОМ, в опросе приняли участие 1600 человек
  1996 г. (в %) 2009 г. (в %)
Никогда, очень редко 20 35
От случая к случаю 49 42
Практически ежедневно 30 22
Затрудняюсь ответить 1 1

Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?

(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)

  • 43% — Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации
  • 26% — Фантастика и фэнтези
  • 26% — Классические историко-приключенческие романы
  • 25% — Русская и зарубежная классика
  • 25% — Зарубежные детективы
  • 25% — «Женский» детектив
  • 16% — Современная русская и зарубежная литература
  • 16% — Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет
  • 13% — Переводные романы
  • 11% — Поэзия

По данным ВЦИОМ

Комментаий специалиста

«Попрыгунчики» разучились думать?

«Подростки сегодня стали меньше читать художественную литературу. Причин этому несколько. Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, — говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. — В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3—4-х классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети своё свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5—6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребёнка к книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам — всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам — читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей — сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10–12 лет».

Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно — огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин — «заппинг». Всего таких «попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.

«В итоге мы имеем следующее, — говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино». — За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста — элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру.

Источник: www.aif.ru


Комментарии:

  1. русобалт 10.10.2009 00:55

    Слишком много читать Толстого, Тургенева, Салтыкова-Щедрина тоже можно остаться дураком, вот мы уже и остались с “носом на бобах”. Думаю, что Чубайс много книг не читал. Реформа образования нужна не только в школах России, но в высших заведениях и не только в России: образованные люди от Японии, Китая до США жалуются, что пока их заставляют корпеть над старыми никому не нужными книгами, малообразованные люди, не отягощенные знаниями пробираются во власть, политику ( в США примерчик: Буш, Чейни, Чортов, Сара Пэлин) и бизнес ( Джордж Сорос).

  2. makumazan 10.10.2009 08:19

    Дорогой русобалт. Если для вас кумиры Чубайс, Буш и Сорос – не читайте и станьте как они, но тогда ваш комментарий неуместен. Вы же не видите пользы в чтении. Нет старой, неполезной литературы. И не может быть образованным человек, жалующийся на то, что его заставляют учиться. Ваш комментарий вреден.

  3. Дурак 10.10.2009 15:57

    По его мнению если мало читать, то это поможет продинуться выше в современном социуме (общества у нас уже давно нет). Что за глупость! На глупца не похоже, значит Русобалт лукавит.Продвигаться Чубайсам позволяют определённые духовные качества двуличие, лживость, подлость и определённые знания, необходимые для массового воспроизводства дебилов и умников типа Русобалта. Читайте “Протоколы Сионских мудрецов”.

  4. 卍 по зacлугaм 卍 10.10.2009 18:33

    Недавно у Путина был День Рождения. В этот день он встретился с известными российскими литераторами, пообещал им премии и прочее. Радовало одно – Дарьи Донцовой на собрании не было))))
    Ну, а если более серьезно, то, на мой взгляд, все перечисленные выше книги лично я проходила в школе. Поэтому перечитывать у меня лично нет потребности, я их помню. Все спрашивают: “ПОЧЕМУ РОССИЯ ПЕРЕСТАЛА ЧИТАТЬ КНИГИ?”.

    во-первых, на сегодня у нас ЛЖИВОЕ искусственно созданное впечатление, что у нас нет ни единого Русского современного поэта или писателя вообще. Потому что нам специально забивают мозги Донцовыми и прочими, а наших не поддерживают.

    во-вторых, почему никто не поддерживает ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО современного РУССКОГО ПОЭТА Николая ЕМЕЛИНА? А тех Русских писателей, которых действительно нужно печатать, типа Климова, Трехлебова, Дикого, и, длять))) даже германских типа Гитлера с его борьбой изымают большими тиражами сразу после поступления на рынок, а автора в запрет. Вот они были бы интересны нашему обществу, а не Донцовско-еврейские-детективы. Нафиг.

    в-третьих, считаю, что не надо правительству делать большие глаза “а чего это у нас никто не читает” когда книжные магазины полны америкосовских книг для детей и взрослых про Шрека, кто после шреков-донцовых будет еще что-то читать?))))

    в-пятых, хорошие библиотеки сегодня не в магазине, а у тех, кто сберег книги послевоенной эпохи или Родители сохранили потомкам поэтические многотомные собрания творчества поэтов 19 века, например:) Вот их я, порой, читаю. Но сегодня, еще раз повторяю, нужно поддерживать современников! Типа Русского поэта Емельянова!

    в-шестых, я давно в магазинах книжных не вижу никаких сборников Русской поэзии:) А потому, что их просто не печатает то же самое правительство, которое потом говорит, что народ не читает, прилавки завалены западнищеной.

    В общем-то, понятно, что на наш Род валят, что мы не читаем, прикрывают свои ошибки. очему бы Путину не подать пример и не сказать какую книгу прочитал лично он за последний месяц?:) Кроме того, статистика в 40% нечитающих не совсем точная. Меня лично никто не спрашивал читаю я или нет. А я читаю! Так что не будем верить всем и вся!

  5. 卍 по зacлугaм 卍 10.10.2009 20:10

    в-четрертых нету…)))) ну, фиг с ни.
    Ладно, в-четвертых, МНОГИЕ ЮРОДИВЫЕ, ОСЕДЛАВШИЕ СВОЙ ПОСТ, просто не заинтересованы, чтобы Народ читал:)

  6. 卍 по зacлугaм 卍 10.10.2009 20:50

    И еще, “в-пятых”, не Емельянова, а Емелина… хотя Емельянова тоже нужно прочитать, борец с сионизмом все-таки:)

  7. русобалт 10.10.2009 22:57

    Да, господа, к сожалению, вы не поняли.
    Разьясняю: жизнь человеческая коротка, чтобы все время читать только то и делать, что читать и тем более сильно старое и неактуальное. Читать надо, но с умом и выбирать лучшее, не засоряя голову тухлыми идеями. Жизнь достаточно сложна, надо и свои мозги подключать, а не только ссылаться на литературу. Надо учиться грамотно мыслить и грамотно использовать грамотные книги. Зачитанных поэтому и обманывают хитрецы и жулики, воры типа Чубайса и Сороса. Сорос, кстати, числится “инвестором” культуры и науки, но как и куда все это идет? В результате таких инвестиций ученые, поэты, композиторы, прочие творцы культуры становятся рабами соросов, которые из них выжимают соки и добавляют себе в кубышку. В настоящее время плод труда творческих людей и исполнителей оказывается в лапах мошенников, воров и бандитов. Надо, что-то делать, чтобы бандитов и людоедов отделить от человечества и тем более от гениев. Не достаточно прочитать все собрания сочинений Льва Толстого, чтобы быть умным человеком, ведь Лев Толстой, когда еще не стал писателем что-то другое читал и учил? Книг для узучения не должно быть много, можно и на нескольких лучших образцах научить мыслить живо и независимо, творчески. Учить надо творчеству и тому, как реализовать дельные идеи, а не тупому заучиванию чужих цитат. Знаю людей, кто много книг не читал, но те, лучшие, что понравились, они знают наизусть, прочитав книгу один раз и это потому, что в голове было место, голова не была засорена. Учить быстро писать важнее, чем читать тонны старых собраний сочинений. Кто-то может осилить, а большинство должны искать себя на других поприщах нежели писатель или журналист, им нужна профессия. Иногда лучше, чем читать второстепенную книгу, учить детей элементам музыкальной грамоты и постучать по клавишам пианино, пощипать струны скрипки или даже балалайки ( но и тут не надо заучивать, если нет таланта), чтобы дать понять, что человек сам может.

  8. Вконтактер 10.10.2009 23:51

    к 卍 по зacлугaм 卍
    Здравые и умные мысли. Полностью солидарен. Только добавлю еще одно:
    насчет статистики – да. Просто, обычно, эта статистика делается таким образом, что берутся в расчет только преподавательские элементы, а к ним еще плюсуется некий % народа, вот и получается, что у нас, типа, 40% не читали ничего. Потому что у меня тоже не спрашивали читаю я или нет, а значит есть еще несколько миллионов неопрошенных. Разумеется, такая статистика – фуфло и вранье. Из пальца высосанная.

  9. makumazan 11.10.2009 00:37

    Каждый себе сам выбирает качество и количество литературы, это правда. И мыслить учиться должны все. Но некоторым это и не нужно, и утверждать, что по паре книг прочитавши – станешь мыслить резво, извините, ваше мнение уважаю, однако не стану соглашаться. Я перечитал гору литературы из, думается, всех областей, и гору намного большую перечитать ещё предстоит, но мыслю все так же резво. И музыкальное образование получил с отличием и детей двоих воспитываю в любви к книгам и чтению, музыке и живописи. А дальше путь сами выбирают что им делать. Моя задача показать широту возможностей, а не купить притавку и гору игр, чтоб сидели дома и нелазили за гаражами. Книги- это тоже общение, а на основе общения происходит становление личности. Да, в процессе обучения заваливают бреднями авторов ушедшей эпохи, но и это нужно знать, что бы быть уверенным, что это или ложь, или просто старье.

  10. русобалт 11.10.2009 01:00

    makumazan
    11.10.2009 00:37
    Да, в процессе обучения заваливают бреднями авторов ушедшей эпохи, но и это нужно знать, что бы быть уверенным, что это или ложь, или просто старье.
    ===============================
    Вот именно, школьников либо заваливают старыми бреднями или же , наоборот, засталяют учиться по якобы модернизированным учебникам, просто переписанным бездумно из худших вузовских учебников тоже с уже устаревшими заумствованиями, уводящими в никуда.

    Не только теоретики, но и ученые-экспериментаторы прочитывают тонны мусорной литературы, чтобы найти уголку в сене, на которую будут опираться в своих рискованных экспериментах: предшественник нужен. Не лучше ли вежливо попросить учебниками заняться кого-нибудь из передовых ученых, чем одиозных деятелей якобы педагогической науки, кто наук-то не знает: он бюрократ и камуфлирует свою профессиональность просто плагиатом из худших вузовских учебников? Как известно, студенты при обучении пользуются не сколько учебником, а конспектами лекций и слушают лекции, живое слово, живого специалиста, работающего на передовой линии науки, техники, медицины. Лучшие студенты – это не те, кто учебник школьных заучил наизусть, а тот, что нашел в раннем возрасте УЧИТЕЛЯ, живого мыслящего старшего наставника и тот показал, как надо мыслить критически и творчески, куда идти, показал, что важно, а что нет. К сожалению, наука современная переполнена ненужной второстепенной информацией, болтовней, просто для отчета о потраченных средствах. Вот именно в такой мутной водице хитроумные идальго Чубайцы и Соросы ловят своих жерв. Хитроумию полезному тоже не мешало бы учить детей еше с раннего возраста и тому, как распознавать обман. Нам надо иметь передовой отряд бесстрашных светлоголовых анти-чубайсов и антисоросов, чтобы выжить.

Добавить комментарий
Тексты, не являющиеся комментариями, с большой степенью вероятности будут удалены.
Модератор
«ЗАЗУБРИНА»
Газета ВОО ЗУБР | 9.09.2010

Реплика!

Е. А. Мазур заявила о том, что, как доказала История, для русских, как великой нации, приемлемы лишь две формы правления: Монархия и Коммунизм (централизованный Социализм). А разные формы демократий — это для племен.

Подшивка

Наши партнеры

Кольцо Патриотических Ресурсов “За Украину, Белоруссию и Россию”